Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

                                                           ГБДОУ детский сад №22  

 

 

Музыкальный руководитель

 

 

      «Если меня как детского педагога и одновременно родителя спросят: «Зачем нужна музыка вашему ребенку?», — я отвечу просто: хочу обогатить его жизнь музыкой. В современной школе и детском саду нет другого такого урока, на котором можно было бы улетать в другие миры, учиться чувствовать себя и других, общаться без слов, находить радость в коллективном творчестве. Дети преображаются на музыкальных занятиях: распахивают свои сердца, превращаясь в эльфов, понимающих язык ветра и цветов, умеющих видеть музыку и танцевать стихи — это и есть ответ на вопрос, зачем детям нужна музыка.»

                                     Т.Э. Тютюнникова, учитель музыки Центра образования № 1679, канд. искусствоведения, лауреат премии «Грант Москвы».

 

 

 

Вавилова Светлана Юрьевна - педагог высшей квалификационной категории

Мешалкина Елена Павловна - педагог высшей квалификационной категории

 

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стуки-

Музыкальные есть звуки!                                                         

 

 ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

 

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладо -высотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать..

      В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

 

МУЗЫКА – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка

 

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление.

 

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время.

 

 Кроме основных программ, по которым работает детский сад, на музыкальных занятиях используются :

 

Программа «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой, И. Новоскольцевой ориентирована на возраст от трех лет.

 Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой

 

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.

 

Еще одна программа петербуржцев Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши». Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие

эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т.Бабаджан, Е. Макшанцевой и других.

 

Программа “Ритмическая мозаика”А.И .Бурениной

Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Программа рекомендована министерством образования российской федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

 

   Елена Павловна советует:

 

«ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА».            

          Развитие голоса – важнейший этап в развитии ребёнка. В детском возрасте голосовые связки очень  хрупкие, поэтому охрана детского голоса имеет большое значение.

          Основным видом музыкальной деятельности дошкольников является пение, так как пение близко связано с речью и с музыкой. Есть ребята, у которых ещё не появились музыкальные способности и надо им помочь развиваться: больше слушать музыку, петь, танцевать. Надо создать  атмосферу благоприятного отношения к малышам, всячески поощрять их попытки проявить себя в музыке.

Детей нужно приобщать к музыке.  Это делает ребёнка  добрее, вдумчивее, доставляет детям радость. В тоже время нельзя забывать о некоторых правилах охраны детского голоса. Голосовые связки ребёнка в 2-3 раза короче, чем у взрослого. Голосовые волокна хрупкие, тонкие, снабжены густой сетью капиллярных сосудов. У входа в гортань голосовые связки имеют специальный резонатор, который усиливает силу звука. Поэтому у детей наблюдается чрезмерно громкое, фальцетное пение.

         При таком пении ребёнок напрягает мышцы шеи, поднимает плечи, у детей происходит срыв. Громкое пение приводит к тому, что нарушается скорость кровопотока по капиллярным сосудам. В наиболее слабых местах стенок капилляров  образуется  порыв ,кровоизлияние и чем больше кричит ребёнок, тем плотнее становятся сгустки крови. Эти уплотнения называются «узелками крикунов» они мешают ребёнку воспроизводить звуки, крайне медленно рассасываются, они могут привести к хрипоте или полной потере голоса.

Для того чтобы этого не случилось, нужно:

- Планомерно и соразмерно укреплять и развивать голос ребёнка.

- Необходимо соблюдать, как в детском саду,  так и дома относительную тишину – слуховой режим, нельзя вынуждать ребёнка повышать голос, срываться.

- Ошибкой является включение в репертуар ребёнка песен для взрослых, так как дети, не могут точно передавать мелодию, что приводит к фальшивому пению и нарушает музыкальное восприятие ребёнка. Трудные слова в песне чаще всего детьми не проговариваются и коверкаются, - это приводит к не правильному запоминанию мелодии и слов, что нарушает культуру речи ребёнка. Эти песни надо исключать из репертуара  дошкольника, путём переключения внимания на песни более доступные детям.

                           Голосовые правила.

  •  Необходимо приучать ребенка говорить сдержанно.

  • Стараться не разговаривать с ребенком на улице при сильном морозе.

  • Не перекрикивать шум (например, транспортный).

  •  Не перенапрягать голос ребенка при ангине, заболеваниях дыхательных путей, легких (в разгар болезни, и после болезни).

  • Отрицательное действие на голос может оказать сухой воздух при паровом отоплении. Поэтому по возможности необходимо увлажнять его - развести цветы (если у ребенка нет к ним аллергии). Оставить в открытом сосуде воду около спящего малыша.

  • Особое внимание требует голос 4—5-летнего ребенка, когда он начинает петь. Исполняемые им песни не должны выходить за пределы допустимой громкости — иначе это может привести не только к хрипоте, но и к более значительным стойким нарушениям голоса. Не разрешайте детям петь дома громко песни, предназначенные для исполнения взрослыми.

  • На состояние голоса также влияет питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос. Излишняя полнота ребенка также может отрицательно отражается  на его голосе.

  •  Различные длительно протекающие заболевания гортани и носа также ведут к нарушению голоса. 

                  

    Примером  развития интереса к музыке

для детей может служить опыт кандидата педагогических наук В.Белобородовой.  Она начала заниматься пением с детьми с  раннего возраста, но начать это никогда не поздно.   Способы существуют самые разные: это пение  песен с ребёнком, приучение его слушать хорошую музыку в записи, детские музыкальные теле и радио передачи, если возможно, посещение концертов.

      Начать можно с того, что постараться войти в круг интересов ребёнка, помочь ему разобраться в жизненных впечатлениях. Постараться вызвать у ребёнка интерес к песне. Желательно петь песни самому родителю, т.к. детям интереснее слушать живую музыку. Когда появляется  интерес, дети сами будут стремиться к пению. Заниматься с детьми, желательно не делая долгих перерывов, заинтересовывая детей: связывая пение с жизнью ребёнка. Необходимо поощрять ребёнка за точное исполнение, но в тоже время нельзя говорить ребёнку, что он плохо поёт и у него что-либо не получается. Это приводит к тому, что у ребёнка пропадает интерес к музыке.

     Можно предлагать ребёнку спеть песню для  бабушки, для папы и т.д. А также предлагать ребёнку выполнять  некоторые музыкальные упражнения.

Например:

«Спой своё имя»

 «Кто как поёт?»  (котенок, птичка, петушок)

«Спой песенку….» (колобка, поросят, мышонка и т.п.)

«Музыкальное эхо» 

 

Советы родителям

· Старайтесь, как можно чаще слушать музыку с детьми, смотреть детские телепередачи, но не злоупотреблять ими.

·  С ребёнком разговаривайте ровным тоном, не повышая голос.

·  Если ребёнок сильно расшалился и кричит, его нужно успокоить переключить его внимание на более  спокойное занятие.

·  Пойте вместе с детьми детские песни, заинтересовывайте их хорошими песнями

· Не следует поощрять пение песен для взрослых, которые они слышат дома по телевизору и радио.

· Во время простуды старайтесь, чтобы ребёнок как можно меньше разговаривал на улице, не дышал ртом.

· Старайтесь соблюдать речевой режим дома и на улице по дороге домой.

 

С уважением,

музыкальный руководитель ГБДОУ №22

          Мешалкина Елена Павловна

 

 

 




Комментарии



Оставьте комментарий
COMMENTFORM
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"