Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

                                                           ГБДОУ детский сад №22  

 

 

Группа "Улыбка"

 

Воспитатели группы:

Касаткина Татьяна Евгеньевна - высшая квалиф.категория

 

Наджафова Олеся Николаевна-высшая квалиф.категория

 

 

Учитель-логопед:

Мельникова Наталья Владимировна

высшей  квалификационной  категории

Помощник воспитателя:

Щербак Ольга Андреевна

 

  

Фонематический слух – основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но ребёнка можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух  детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить ребёнка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания

«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном; шуршит бумагой; звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.

 «Где позвонили?». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление.

«Угадай, кто сказал». Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу, или Машеньке. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

Игры для развития фонематического слуха

«Красный-белый». Взрослый  предлагает ребёнку вслушаться и определить, в каком  слове   есть   заданный  звук (например, Р). Звук есть -поднять красный кружок (или хлопнуть). Звука нет – поднять белый кружок.

«Звенит- жужжит». Цель игры научить ребенка различать на слух звуки [з-ж]. Взрослый  называет  слово (показывает картинку), а ребенок  слушает и говорит, «звенит» или «жужжит» это слово.  Таким же образом  у ребенка формируется умение различать на слух  другие часто смешиваемые пары звуков:  с-ш, л-р, ш-щ, щ-сь…….. и др.

«Так ли это звучит?». Взрослый предлагает ребёнку выбрать картинки, названия которых звучать сходно. Например: Жук – лук, шкаф – жираф, мишка – книжка, улитка-калитка и т.д.

«Кто внимательный?». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза.

«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа АУ, как дети кричат в лесу, или как кричит ослик ИА, или как плачет ребёнок УА, или как мы удивляемся ОО и др. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая её, затем – второй. Потом ребёнок с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную им схему.

 

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку в сенсомоторном развитии».

от Альфии Махмудовны

І. Что такое сенсомоторное развитие?

Сенсо – чувство, моторика – движение.

Вы хотите, чтобы лицо Вашего малыша радостно сияло, музыка радовала, тело было пластичным, а руки ловкими и умелыми? Конечно да!

Ребёнок сначала познаёт мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, т.к. лишён стереотипов. Ребёнок чувствует себя в нём свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования – постепенно и завораживающе.

Всё, что взрослым уже знакомо, всё, что, как нам кажется, до конца понятно, объяснено и уложено в схемы, ребёнок видит впервые, и его восторг так силён, что ему хочется продлить это «впервые» до бесконечности. Но лишь немногие взрослые, которых мы называем людьми искусства, сохраняют в себе способность бесконечного первооткрытия мира. Здесь и возникают вопросы о том,  как же помочь ребёнку не превратиться из «маленького гения» в заурядного человека.

Для этого необходимо нам, взрослым, отказаться от своих стереотипов видения предметов и явлений. В нашей группе запрещены выражения типа: «Что за каляк –маляку ты нарисовал?»; «Нарисовал ничего непонятно»; «Непохоже на…»; «Вообще не умеешь рисовать» и т.п. Ваш ребёнок точно знает, что он нарисовал и может рассказать об этом. Потому что, рисунок ребёнка – это всегда рассказ, который он, рисуя, обыгрывает.

А техника? Техника будет, и вот здесь, нужна наша (взрослых) помощь. Нам нужно помочь ребёнку развивать окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающей ей быть неподвижной или, по желанию, поворачиваться в разные стороны, скоординированные движения мышц обеих рук. Наряду с этим, необходимо развивать: точное внимание (умение видеть в предметах общие и отличительные признаки), воображение, фантазию, творческое мышление.

Сенсомоторному развитию наших детей мы можем помочь во время игры. Предлагаем Вам несколько видов игра по сенсорному воспитанию. Играть с детьми Вы можете дома, на прогулке, в любое свободное время, даже во время выполнения каких-то действий.

ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД, ДОМОЙ, НА ПРОГУЛКЕ.

1.     НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ.

Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых кленовых (или других) листа. Он охотно примется за поиски и будет приносить Вам многочисленные пары листьев, которые в первый момент покажутся ему неразличимыми. И каждый раз, внимательно разглядывая их, Вы с ребёнком вскоре убедитесь, что листья хотя и очень похожи, но всё-таки неодинаковы. Так ребёнок откроет, что в природе вообще нет одинаковых предметов. Он начнёт учится пристально вглядываться и видеть множество признаков различия там, где раньше он видел их очень мало.

То же самое задание в других вариантах: цветы, камни, ветки, шишки, грибы, снежинки, жёлуди, травинки и т.д.

Таким образом, развиваем точное внимание, наблюдательность.

2.     НАЙДИ ДВА СОВСЕМ НЕПОХОЖИХ.

Игра с точностью до наоборот: предложите ребёнку найти два совершенно разных листа (других предметов), которые не имеют ничего общего.

Таким образом, развиваем точное внимание, наблюдательность.

3.     ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ?

Правила простые – сначала Вы спрашиваете ребёнка: «На что и почему похож апельсин, фонарь, шишка, лестница?»  и т.п. Затем Вы меняетесь ролями, и, теперь уже маленькие партнёры называют Вам предметы, «родственников» которых Вы должны отыскать. Сравнивать можно всё и со всем, лишь бы играющий мог объяснить, чем похожи сравниваемые предметы. Нельзя лишь одного – сравнивать предметы, которые объединяются одним понятием (фрукты с фруктами, посуду с посудой и т.п.).

Вариантов игры бесконечное множество.

Таким образом, развиваем воображение, внимание, наблюдательность, память.

4.     НА ЧТО ПОХОЖЕ?

Предложите ребёнку придумать на что похожи облака над головой? Лужи? Сугробы? и т.п.

Таким образом, развиваем воображение, внимание, фантазию, творческое мышление.

Пристальное внимание к миру приведёт Вас и Ваших детей у двум чуть  ли не противоположным выводам:

O Нет в мире двух одинаковых предметов, всё неповторимо и уникально.

O Нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг другу, чтобы между ними не было сходства.

5.     УГАДАЙ ХАРАКТЕР, НАСТРОЕНИЕ.

·        Обратите внимание ребёнка на группу деревьев и предложите угадать, какое дерево самое грустное. А когда он назовёт, спросите, почему он так решил?

·        Попросите ребёнка выбрать из груды листьев «лист – путешественник».

·        Предложите ребёнку выбрать какой из двух мячиков бодрый, весёлый по характеру, а какой ленивый, сонный?

Таким образом, развиваем воображение, точное внимание, фантазию, творческое мышление.

Постепенно у Вашего ребёнка разовьётся новое восприятие, а точнее, новое отношение ко всему в жизни. Отношение необходимое в художественно – изобразительном творчестве.

 

ИГРЫ ДОМА.

1.     ПОМОГИ МНЕ ВЫБРАТЬ.

Предложите ребёнку выбрать: самую маленькую морковку, самую круглую картофелину и т.п.

Таким образом, развиваем точное внимание, наблюдательность.

2.     ОТГАДАЙКА.

Разложите перед ребёнком, например, три луковицы, не очень похожие друг на друга, но и не имеющие бросающихся в глаза различий. И предложите ребёнку загадать Вам своеобразную загадку. Пусть он внимательно рассмотрит луковицы, найдёт отличительные признаки каждой из них, а потом выдерет одну, и, не говоря Вам какую, нарисует её. Но так, чтобы можно было отгадать, какая из них изображена. В работе может быть использован любой материал. Если сначала не получилось отгадать, попросите ребёнка объяснить, какой именно признак он считает отличительным.

Таким образом, развиваем точное внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

3.     ДОРИСУЙ.

Нарисуйте на листе бумаги любую геометрическую фигуру (в дальнейшем можно рисовать фигуру неопределённой формы) и предложите ребёнку дорисовать её до какой-нибудь картинки. Чем больше ребёнок придумает изображений из одной  фигуры, тем лучше.

Таким образом, развиваем воображение, внимание, фантазию, наблюдательность, творческое мышление.

4.     УГАДАЙ, ЧТО  ИЗОБРАЖЕНО.

Наклейте на лист бумаги обрезок цветной бумаги неопределённой формы и спросите: «На что это похоже?». Предложите ребёнку дорисовать красками или карандашами этот бесформенный кусочек.

Усложните задание. Наклейте 2 – 3 кусочка цветной бумаги.

Таким образом, развиваем воображение, внимание, фантазию, наблюдательность, творческое мышление.

5.     ЧЕПУХА.

Дайте ребёнку старые журналы, пусть он вырежет из них то, что ему понравится и составит картинку, наклеит её на лист бумаги. Сначала, возможно, получится «чепуха», а в дальнейшем Вы увидите настоящие шедевры. Позднее можно задавать тему.

Таким образом, развиваем воображение, внимание, фантазию, наблюдательность, творческое мышление.

6.     УГАДАЙ ХАРАКТЕР.

Рассадите с ребёнком кукол (расставьте машинки), предложите выбрать какая игрушка самая весёлая, которая может рассмешить всех остальных. Какая игрушка самая серьёзная, которая рассмеётся последней. Какая любит поспать, порисовать и т.д.

7.     ТАК ЖЕ хорошо развивают точное внимание упражнения в детских журналах типа:

§  Найди отличия между картинками.

§  Найди два одинаковых предмета.

§  Лабиринты и т.п.

 

В процессе этих игр – упражнений Вы  и сами заметите, как обновляется Ваше собственное видение простых и привычных  вещей, которые казались Вам одинаковыми и повторяющимися. Будьте готовы к тому, что ребёнок может опередить Вас, оказаться более зорким, ведь у него больше интереса к видимому, слышимому, осязаемому, многие впечатления для него сравнительно новы.

К тому же Ваши совместные занятия значительно сблизят Вас эмоционально и психологически. А это, как Вы понимаете, приведёт к комфортному психологическому микроклимату Ваших отношений с ребёнком, развитию общих интересов.

 

 

 

 

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку в самопознании и формировании самооценки». от Маргариты Ивановны.

 

Как сформировать образ собственного Я у Вашего ребёнка.

Одиннадцать правил. Они могут служить ориентиром для каждого родителя, который хочет помочь ребёнку в формировании положительной, объективной, здоровой самооценки.

1.     Займитесь проблемой компетентности.

Если ребёнку необходима уверенность в себе, реальное представление о себе, ему нужны и объективные доказательства, что он может обрести компетентность во многих видах деятельности.

Для начала предложите ему такую деятельность, где он способен добиться успеха. Возможно, ребёнок начнёт неохотно, будет бояться. На этом этапе его необходимо поддержать. А дальше, как известно, один успех непременно ведёт к следующему успеху.

2.     Любите ребёнка, и пусть он обязательно это чувствует.

Обязательно сделайте так, чтобы каждый ребёнок в семье знал, что Вы цените его как личность.

Пусть у Вас будет общий досуг: играйте, занимайтесь спортом, ходите в кино, бродите по лесу и т.д. В такие моменты легче всего рассказать ребёнку о своих мечтах, переживаниях. Таким открытым, искренним общением, Вы даете почувствовать, что видите в нём хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться.

3.     У ребёнка должно быть много источников поощрения.

Постарайтесь, чтобы Ваш ребёнок многое умел, таким образом, мог заслужить похвалы других людей. Если ребёнка будете хвалить только Вы, он решит, что Вы – единственный, кто его ценит. Тогда он может стать излишне зависимым от Вас.

4.     Помогите ребёнку «убить своих драконов».

Если у ребёнка появился бессознательный страх перед чем-нибудь, не создавайте специальных ситуаций, позволяющих избегать «страшного». Но, в тоже время, не бросайте его в пугающей ситуации, пока не поможете справиться с ней.

5.     Дайте ребёнку возможность принимать самостоятельные решения, отвечать за себя.

Не делайте за ребёнка того, что он может и должен сделать сам.

6.     Не надо критиковать нечаянные ошибки ребёнка.

Лучший учитель – естественные последствия. Несколько раз он уберёт за собой – и, впредь, будет аккуратнее.

Заострять на ошибках нужно лишь в тех случаях, когда они начинают повторяться, совершаться намеренно.

7.     Не требуйте от ребёнка невозможного.

Приучайте ребёнка делать  всё как следует. Не перегружайте его. Это ведёт к утрате уверенности в себе.

8.     Не перекладывайте свои заботы на детей.

9.     Отведите постоянное время для каждого ребёнка в семье.

Ребёнок должен ощущать интерес и уважение к себе.

10.                 Создайте в доме атмосферу доброжелательности.

Если дети воспринимают похвалу только в свой адрес, этого слишком мало: надо научить их самих замечать хорошее в других, и не стесняться от этом говорить.

11.                 Дайте ребёнку как можно больше оснований считать себя хорошим человеком.

Совершая добрые дела, человек испытывает удовольствие. Надо, чтобы дети как можно чаще испытывали это чувство, чтобы они стремились совершать добро вновь и вновь.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ.

 

Дети с высокой самооценкой вырастают обычно в семьях, где родители достаточно требовательны, строги (в разумных пределах) и умеют чётко наметить желательные стандарты поведения.

Дети с низкой самооценкой чаще всего воспитываются в семьях, где царит вседозволенность, попустительство, где их не приучают самостоятельно принимать решения. Такие дети  чувствуют себя неуверенно в жизни, не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации.

Порядок, привычные нормы поведения, дисциплина помогают детям ощутить, что они живут в защищенном, предсказуемом мире. Для создания такой атмосферы в семье нужно, чтобы у родителей были ясные цели и чёткие жизненные ценности. Тогда дети чувствуют себя частицей упорядоченной системы. Это помогает им вырабатывать чувство самоуважения.

Более высокая самооценка у детей встречается в тех случаях, когда они постоянно ощущают, что родители заботятся и волнуются о них, готовы вложить в них все силы и энергию.

Если Вы объективно и справедливо оцениваете своего ребёнка, если Вы по заслугам хвалите или порицаете его, он поймёт, что Вашим оценкам можно доверять. Только ни в коем случае, не делайте таких замечаний, от которых дети чувствуют себя жалкими или никуда не годными.

Итак, особенно важно. постоянно реагирую на мелкие недостатки, не упускать из виду настоящие успехи и достижения детей.

 

ДЕТИ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМА НАША ПОМОЩЬ.

 

І тип.

Ребёнок с деформированным Я.

Дети этого типа неустанно повествуют о своих подвигах. Они всё делают «лучше всех» и обожают «пускать пыль в глаза».

Детям с дефектом этого типа помочь очень просто: они должны получать только заслуженные похвалы и только за настоящие успехи. Постепенно ребёнок привыкает к тому, что от его выдумок и бахвальства никакой пользы, а за настоящие достижения можно получить искреннюю похвалу и благодарность.

 

ІІ тип.

Избалованный ребёнок.

Любящий родитель внушает ребёнку, что он всё и всегда делает хорошо. Такой родитель вовсе не настаивает на том, чтобы его ребёнок действительно в чём-то добился успеха. Просто родитель ведёт себя так, как будто ребёнок уже это сделал.

В результате, ребёнок, которого безмерно обожают, волей-неволей, привыкает считать, что он того заслужил.

Таким образом избалованному ребёнку помочь очень трудно, потому что он не хочет знать правду о себе, он уже «сросся» с созданным образом. Чем больше он убеждается, что на самом деле он не так уж хорош, тем яростней он отрицает факты и возвращается к своему «лучезарному» образу, созданному его родителями.

В дальнейшем, они требуют чрезвычайно много внимания к себе, оставаясь безучастными к заботам окружающих.

Если Вы – родитель избалованного ребёнка – перестаньте портить своё чадо. Не стоит сразу же становится придирчиво критичным, но надо начать хвалить его за определённые успехи пропорционально их истинной ценности, упомянув при этом несколько ситуаций, где он мог бы добился большего.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
COMMENTFORM
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"