Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

                                                           ГБДОУ детский сад №22  

 

 

Советы логопеда

 

 
  • Учитель-логопед Ольга Станиславовна советует:

 

 Когда можно начинать изучение иностранного языка.

 

        Когда начинать обучать ребенка иностранному языку? Родители очень часто задают этот вопрос.

Существует мнение родителей, педагогов-преподавателей иностранного языка, психологов, логопедов. Мамы и папы, конечно же, видят своего ребенка, говорящего на нескольких языках. Они уверены в том, что чем раньше начать этот процесс, тем лучше.

Преподаватели иностранного языка дошкольникам считают, что раннее обучение языку необходимо, потому что малыш чувствует мелодику языка и в дальнейшем, изучая его в школе, у него не возникает неприязни к иностранному языку.

Учителя, обучающие детей языкам, уверены, что результативность этого процесса зависит от того, насколько ребенок успешно владеет родным языком. Ведь система иностранного языка накладывается на систему родного. Другими словами, для иностранного языка нужна прочная база в виде владения родным языком в полном объеме. Это происходит у каждого дошкольника по-разному, и необходимо учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого отдельно взятого ребенка.

 Для детей  с речевыми нарушениями (в   группах компенсирующей направленности  нашего учреждения обучаются дети преимущественно с заключением « ТНР» (ТЯЖЕЛОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ различных уровней  недоразвития), для которого характерно:                  

- недоразвитие всех сторон речи (фонетической, лексико-грамматической, синтаксической, фонематической - нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки)

 - низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивности и гиперактивности), неустойчивость внимания, ослабленная память, иногда низкий образовательный уровень, эмоциональная неустойчивость,..)

  Если у ребёнка нет грубых нарушений в формировании языковых структур родного языка, изучение иностранного языка в дошкольном возрасте  даже приветствуется!

Почему логопедические нарушения могут являться препятствием для успешного овладения иностранным языком? Остановимся только на аспектах произношения.

Например, в русском языке есть звуки з, с – глухой и звонкий, а в английском – не только з, с – глухой и звонкий, но и межзубный, свистящий. Такое произношение свистящих в русском языке является дефектным. Если у ребенка есть этот дефект, то при произношении английских слов он вынужден будет закреплять неверное произношение «родных» звуков (язык между зубов).

     Принято  также считать, что изучение с 1-го класса двух иностранных языков параллельно, нецелесообразно. Это может привести к переутомлению и даже полному неприятию предмета.

Форму занятий иностранным языком для дошкольника необходимо подбирать исходя из индивидуальных психологических особенностей ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Учитель-логопед Тищенко Ольга Юрьевна советует:

Использование элементов изографического моделирования в работе учителя-логопеда

 

https://cloud.mail.ru/public/Cu8Q/2XD22c5VL

 

 

  • Логопед  Гаврилова О.В. советует,как

 

 РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА

на прогулке, на кухне, на даче...

 

   Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети посещают логопедическую группу.                                                                                  А если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания.

   

    Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

    Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

    

   Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.
    Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

     Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

      Следующая игра будет называться «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

     А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом А - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.)

         Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.

     На прогулке. В это время ребёнку вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

     Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

     Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д.

    Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Послушай  и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
    Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

    

     На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

   Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

  •      Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.).

  •       Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

  •      Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова.

  •          Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

 

     Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

 

    На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

    Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

  Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

 

    Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

 

 

 

 

 

 

Мельникова  Наталья  Владимировна 

учитель-логопед,  высшей  квалификационной  категории,

стаж  работы  по специальности – 15 лет

 

 

Год на   размышление.

        Отдавать ребенка в школу в 6 лет или пусть еще годик походит в малышах? – ломают голову родители. Обычно решающим моментом является знание букв: если читает – значит, к школе готов. Что же такое готовность к школе на самом деле? Рассмотрим совокупность факторов.

 

1.   Есть ли желание учиться?

Спросите у малыша, почему надо учиться? Если среди его рассуждений нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли его нагружать его такой хоть и интересной, но тяжелой работой, как учеба.

2.   Может ли ребенок подчиняться требованиям учителя, работать по правилам и контролировать свои действия?

Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть. Задавайте вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?».. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.

3.   Развита ли речь?

    Это один из важнейших критериев готовности к обучению. Попросите ребенка пересказать короткий (6-7 предложений)  рассказ. Можно оценить логику рассказа – наличие сюжетной линии, умение согласовывать слова, правильно строить предложения.

4.   Достаточно хорошо развит фонематический  слух?

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы повторяете несколько раз одно и то же слово, а затем называете созвучное. Например, гора, гора, кора…Ребенок должен отреагировать.

Вторая игра – «Назови звуки»(называть первый и последний звук в словах).  Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, значит, фонематический слух его пока не развит.

5.   Умеет ли совершать логические операции:

     устанавливать причинно-следственные связи,

     выделять главное?

        Попросите закончить предложение: «Если выйдешь зимой на улицу без одежды, то..», «Прошел дождь, и поэтому…»…

        Поиграйте в игру «Четвертый лишний».А игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к  третьему: день-ночь, лето - …(зима), часы – время, градусник - …(температура).. Если допущено не более 2 ошибок, значит,  словесно-логическое         мышление  уже сформировалось.

 

6.   Достаточно ли развита тонкая моторика и

    зрительно-моторная координация?

 Без этих навыков не обучить ребенка письму. Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

 

    Если у ребенка к 6.5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать ребенка в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
COMMENTFORM
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"